Коми региональное отделение Всероссийского общества слепых
Версия сайта для слабовидящих

Белая трость 2015г.

Международное и Российское сообщество обозначило на календарях немало знаменательных и памятных дат, которые касаются инвалидов. Это не праздники. Это – своеобразный знак, напоминающий обществу о существовании рядом людей с ограниченными физическими возможностями, знак помощи и солидарности. В их числе 15 октября – Международный день белой трости.

«Белая трость» – ежегодная республиканская акция, которая проводится в Республике Коми уже 6 раз по инициативе Коми РО ВОС и ГБУ РК «Специальная библиотека для слепых Республики Коми им. Луи Брайля».
Основная цель акции – привлечение внимания широкой общественности к проблемам лиц с нарушениями зрения и их интеграция в общество.

Ежегодно в акции принимают участие незрячие люди г. Сыктывкара, добровольцы, специалисты Коми РО ВОС, сотрудники Специальной библиотеки для слепых Республики Коми им. Луи Брайля, представители СМИ и др.

14.10.2015г.:

Инспекторы ГИБДД во главе с Рубцовой Ириной встретились с членами Коми региональной общественной организации Всероссийского общества слепых, которые рассказали правоохранителям о трудностях на дороге.

Кузнецов Александр, директор ООО "ОрионСвет", подарил всем участникам встречи светоотражающие значки для пешеходов.

Юные инспекторы дорожного движения во главе с сотрудниками сыктывкарского отдела ГИБДД вышли на улицы города, чтобы вручить водителям информационные буклеты. Обращаясь к автомобилистам, учащиеся Русской гимназии призывали их быть более внимательными к инвалидам.

15.10.2015г.:

Уличная акции «Внимание! Белая трость».

Место проведения - площадка перед главным корпусом ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина».

Сотрудники библиотеки, читатели-члены Коми РО ВОС и добровольцы (студенты ФГБОУ ВО «СГУ им. Питирима Сорокина» и ГПОУ "Сыктывкарский гуманитарно - педагогический колледж имени И.А. Куратова") раздали жителям города буклеты с информацией о Международном дне белой трости и памятки «Как вести себя, если в сложной ситуации незрячему человеку понадобится Ваша помощь».

В 13.30 провели флешмоб с использованием белых тростей. Руководитель действа -Мурашкина Юлия, студентка ГОУ СПО «Республиканский колледж культуры им. В. Чисталёва».

О прошедших мероприятиях в Сыктывкаре рассказал и показал "Юрган".

О прошедших мероприятиях в Воркуте: Активисты общества слепых, специалисты администрации отдела развития потребительского рынка, отдела по социальной политике и заведующая библиотекой Семейного чтения посетили социально значимые объекты – Аптеку № 1 и столовую «Поварешка».

В период до 13.11.2015г. (Международный день слепых) будут проводиться еще мероприятия. О них – позже. По итогам серии мероприятий планируется создание обобщающего видеоматериала.

15 октября 2015г.


Александр Верховод: «Инвалидам мы ищем добрых работодателей»

15 октября отмечается Международный день белой трости. Это не праздник, а своего рода знак, напоминающий людям о проблемах инвалидов. О том, как эти проблемы помогают решать незрячим в Коми, мы поговорили с председателем региональной организации Всероссийского общества слепых Александром Верховодом.

– В прошлом году в День белой трости вы выступили с проектом внедрения в Коми программы «Доступный город». На какой стадии он сейчас?
– Пока он остался на нулевом цикле. Планировалось внедрять в Сыктывкаре, Ухте и Воркуте. Программу «Доступный город» разработала екатеринбургская фирма «КРУСТ», которая помогла нам оформить и подать заявку на получение гранта под ее реализацию в президентский фонд. Но мы получили отказ без объяснения причин. Я так предположил, что из-за высокой стоимости проекта – надо около десяти миллионов рублей.
Оборудование дорогое. Это очень сложная многофункциональная программа, в корне которой инфракрасные лучи. Она делится на две части: стационарная система ориентирования и транспортная. В ее основе лежат приборы-информаторы. Сейчас такая система успешно работает в Санкт-Петербурге. Допустим, незрячий стоит возле центра социальной помощи и над входом у него укреплен информатор, а в руках он держит пульт. Радиус действия информатора и пульта – пятнадцать метров. Он подсказывает слепому, где находится вход в помещение и что это за помещение.
Наша задача была все важные соцобъекты оборудовать такими информаторами. Также они должны были быть в автобусах: едет автобус и попадает в зону пятнадцати метров, на пульт поступает об этом информация и незрячий может остановить его одним нажатием. У водителя просто сработает сигнал.
– Будете продолжать бороться за «Доступный город»?
– Да, конечно. Мы сейчас переработали проект и вновь хотим попытаться выиграть грант.
– А вообще инфраструктура в Сыктывкаре для инвалидов лучше стала?
– Существенно, конечно, нет. Стало больше пандусов и светофоров со звуковыми сигналами.
– Каков сейчас процент инвалидов по зрению в республике и в столице Коми?
– Всего в республике семьдесят две тысячи инвалидов, а по зрению – около тысячи. В сыктывкарском отделении нашей организации, которое включает еще Эжву, Сыктывдинский и Корткеросский районы, их около трехсот.
– Процент трудоустроенных из них невелик? Что делается для того, чтобы помогать в этом инвалидам?
– К сожалению, да. Ситуация такая, что в девяностые годы численность работающих резко сократилась. В Великом Устюге, допустим, щеточный станок штампует триста щеток в час, а наш незрячий двадцать пять только в день делает. Себестоимость у них гораздо ниже. Естественно, процент трудоустроенных снизился. Сейчас мы стараемся исправить ситуацию, активно посылаем их учиться. В ряде городов действуют специализированные центры реабилитации. Один из основных находится в Волоколамске, и по нашим заявкам туда едут нуждающиеся. Там их обучают жить вслепую. Помимо этого, они осваивают разные ремесла, скажем, учатся плести что-то из лозы, а потом продавать.
Кстати, один из ярких случаев поездки на обучение в Волоколамск был не так давно. Мы направили туда Елену Тутринову, и там она познакомилась с Сергеем Палкиным из Астрахани. Они полюбили друг друга, сыграли свадьбу в Сыктывкаре. Мы им помогали с трудоустройством. Объяснили, что и как сделать, чтобы их зарегистрировал центр занятости. Правда, устроили пока только Сергея.
По закону о квотировании рабочих мест крупные организации численностью более ста человек определенное количество рабочих мест должны предусматривать для инвалидов, но есть предприятия, которые в силу особенностей производства или иных причин не могут или не хотят трудоустраивать их у себя. В прошлом году к закону о квотировании была принята такая поправка, которая позволяет работодателям как бы арендовать рабочее место, то есть создать его не у себя, а, скажем, у нас, на базе нашей организации. Недавно сыктывкарский центр занятости населения подвиг одну из крупных торговых сетей города сделать такой шаг. Мы заключили с ними договор, что создаем у себя рабочее место, а они его финансируют. Конечно, получает Сергей немного, но тем не менее для инвалидов это существенное подспорье.
– Что входит в задачи Сергея?
– Он специалист по социальной реабилитации. При обустройстве рабочего места центр занятости выделяет определенную сумму денег, и вот на них мы закупили различные средства. Также создали кабинет реабилитации. Помимо элементарных, таких как трости, мы купили, например, электронный звуковой навигатор.
Сергей сам адаптирован к жизни и реабилитирует других незрячих, обучает ходить с тростью, пользоваться другими средствами реабилитации. Он склонен к технике и быстро все осваивает. На очереди у нас Саша Забоев. Он был направлен в институт «Реакомп». Там обучился работе на компьютере вслепую и получил удостоверение, что он имеет право и сам тоже учить. Под это дело мы открыли компьютерный класс. Если найдется еще одна организация, то мы его оформим преподавателем компьютерной грамотности. Таких ребят много, и для них мы ищем добрых работодателей, как в случае с Сергеем.
– Какие у вас планы по развитию организации?
– Вообще, мы давно лелеем мечту создать в Сыктывкаре центр реабилитации, в котором бы работал преподаватель по ориентированию, по обучению системе Брайля и так далее. Наша организация одна из самых малочисленных в России. У нас нет ни одного учебного заведения для слепых. Дети учатся за пределами Коми, и зачастую они потом там и остаются. Реабилитационные центры есть в Бийске, Зеленогорске и, как я уже сказал, Волоколамске. Туда надо ездить, и не каждому это по карману. Мы давно мечтаем о том, чтобы осуществлять полноценную социальную адаптацию незрячих здесь, на месте, и с этой целью мы открыли и кабинет реабилитации, но содержать работников не на что.
Сейчас в кабинете реабилитации действует кружок по домоводству. Незрячие ребята приходят и учатся готовить. Также есть кружок «Наши посиделки». Для многих здоровых людей это не совсем понятно, а для инвалидов это очень существенно, когда они собираются. На базе кабинета работает и ансамбль народной песни «Зорюшка». Они дают концерты в домах-интернатах и на городских праздниках. Баянист этого ансамбля трудоустроен в Доме развития творчества.
– Из слепых людей получаются очень хорошие массажисты. Где этому обучают инвалидов по зрению?
– В Кисловодске в колледже готовят слепых массажистов. Это учебное заведение своего рода бренд. Во всех медицинских учреждениях знают, что оттуда выходят только высококлассные кадры. Сейчас в республике работают около десяти таких массажистов. Все они обучились там по нашему направлению. Роман Рябинин в госпитале ветеранов, в кардиоцентре Нина Ларукова. Супружеская пара Розиных тоже массажисты. Саша Игнатов выучился и работает в объячевской районной больнице массажистом. Кстати, недавно получил собаку-поводыря и очень доволен.
– Интересно, а сколько стоит получить слепому человеку такую собаку и какова компенсация за ее содержание?
– В советское время всерьез обсуждался вопрос отмены института собак-поводырей и внедрение компенсации за сопровождающего. В то время одна собака стоила как полторы коровы. Наверное, сейчас такие же пропорции. Не могу сказать, сколько это стоит по номиналу, потому что оплачивает фонд социального страхования. Но стоит очень дорого. Ведь не каждая собака может быть поводырем, плюс ко всему идет выбраковка – из десяти, по статистике, только восемь получаются нормальными поводырями. Выбракованных просто продают всем желающим. Сама подготовка стоит очень дорого. Я был в такой школе, и там целый специальный городок. Там даже макеты стоят: железнодорожный вагон, автобус. Потом они ходят с инструкторами по улицам. В «штате» у них три кота, чтобы приучать собак не реагировать на них. В год они получают на питание и ветеринарное обслуживание около семнадцати тысяч рублей.
Сейчас можно назвать уже достижением то, что в подмосковной Купавне есть школа подготовки собак-поводырей. Одно время получить их было очень трудно, но сейчас они открыли свой питомник, и теперь инвалид получает собаку достаточно быстро – в течение года. Сейчас две собаки в Сыктывкаре. У Наташи Овсянниковой и у жены Сергея Палкина Лены. У Сергея Смолева в Летке. В Сосногорском районе есть собака, в Воркуте…
– Судя по тому, что вы всех помните, берут не очень много. Почему так?
– Это потому, что собака не только помощник, но она же требует и внимания. Хотя с другой стороны, она заставляет инвалидов шевелиться, ее надо выгуливать и так далее. Не всем это нравится, многие привыкают к иждивенчеству.
– Всегда так было, что трудно получить, и не особо-то и брали?
– Да, когда я приехал в республику в 1974 году, в Коми было три собаки на весь регион. В советское время люди годами стояли в очереди. Отправляли пакет документов и ждали.
– Вы следите за состоянием собак? Ведь среди инвалидов могут быть и плохие люди.
– Естественно. Была такая ситуация в Сосногорском районе: в Нижнем Одесе женщина получила собаку. Вышло так, что она стала жить в гражданском браке с мужчиной, у которого была достаточно агрессивная собака. Эта собака буквально задавила ту собаку-поводыря, и она практически уже не работала по назначению. В итоге мы собаку изъяли и передали другому инвалиду. Мы обязаны отслеживать, потому что школа собак-проводников нас периодически теребит по этому вопросу, просит отчеты о том, как собаки используются. У них такие есть вещи, как переучивание и передача собаки другому инвалиду.
– Что по поводу шоудауна (настольный теннис для незрячих начал развиваться в Коми с прошлого года – авт.)? Собирались вроде бы в Корею ехать.
– Да, на седьмые международные игры для слепых. В них соревнования по шоудауну были включены впервые. Естественно, мы приложили усилия, чтобы попасть туда. Ездили в Калининград на отборочный этап. Сыктывкарские ребята не пробились, а вот одна девчонка из Воркуты – Оля Семяшкина попала в резервную группу, вызывалась даже на сборы в составе сборной России. Но из-за резкого скачка валюты поехать она не смогла. По всем видам спорта было сокращено количество спортсменов.
Стоимость столов возросла. Когда мы наш покупали, он стоил 26 тысяч рублей, а сейчас 38. У нас по-прежнему всего три стола в Коми: в Воркуте, Ухте и в Сыктывкаре. В этом году мы хотели провести открытые всероссийские соревнования, но организаторы нам сказали, что на одном столе играть будут очень долго. В Курске, например, на всероссийском турнире играли одновременно на четырех столах, и они проводили в три дня, а у нас это затянулось бы на две недели. Сейчас у нас стол уже сильно износился, потому что ребята играют очень активно (во время всего разговора за стеной слышался стук мяча – авт.). Они буквально целыми днями у меня тут стучат. То же самое происходит и в других городах. Это направление невероятно перспективное, и мы, безусловно, будем продолжать его развивать.

Источник: Республика


День белой трости в Сыктывкаре: незрячие люди рассказали о своих проблемах на улицах города

В столице Коми прошла акция «Жить вместе» ко Дню слепых

В Сыктывкаре прошла акция в честь Международного дня слепых «Жить вместе». На круглом столе обсуждались проблемы, с которыми сталкиваются эти люди. Также сотрудники ГИБДД совместно с юными инспекторами и студентами призвали автомобилистов быть внимательнее к слабовидящим и незрячим людей на дорогах.

Накануне Дня слепых, который отмечается 15 октября, инвалиды по зрению рассказали о своих проблемах, с которыми сталкиваются на дорогах. Например, на перекрестке Октябрьского проспекта и улицы Оплеснина светофор работает не слажено со звуковым сигналом. В результате человек с белой тростью попадает в опасную ситуацию. Эта и другие проблемы прозвучали 14 октября на круглом столе в Коми региональной организации Всероссийского Общества слепых. Там присутсвовали представители ГИБДД по городу Сыктывкару, юные инспекторы движения Русской гимназии, студенты Колледжа культуры, а также люди с ограниченными возможностями.

Особое внимание общественники уделили территории близ столичного аэропорта. После установки шлагбаума на въезде в один из дворов, автомобилисты стали массово парковаться на дороге, где пролегает путь инвалидов.

- Идешь там, огибая лужи и препятствия, и боишься, что заденешь тростью чью-то машину, - пожаловался незрячий мужчина.

Сотрудники ГИБДД согласились с такой проблемой, но пока вопрос отстается открытым. Штрафы за неправильную парковку пока действенных результатов не дают. Кроме того, шла речь о недобросовестных кондукторах, которые забывают объявлять остановки, и о парковочных местах для инвалидов около библиотеки Брайля и других социально важных учреждениях города. В завершении круглого стола слабовидящим и незрячим сыктывкарцам подарили светоотражающие элементы, чтобы их путь в темное время суток был безопасным.

Затем участники акции «Жить вместе» вышли на улицу. Там юные инспекторы раздавали автомобилистам памятки и призывали их быть внимательней по отношению к незрячим людям. Также предполагалось провести эксперимент и посмотреть, как поведут себя водители, когда по «зебре» пойдет человек с белой тростью. Но идея не осуществилась. Автомобилисты, увидев инспекторов ГИБДД и большое скопление народа, притормаживали задолго до пешеходного перехода.

Инвалид по зрению Наталья Самарина вместе со всеми участвовала в рейде. Девушка рассказала, что от водителей Сыктывкара она не встречала грубости, все относятся терпимо.

- Я новичок в этой области, так как зрение пропадало у меня постепенно. Автомобилисты города относятся к таким как я хорошо, с пониманием. Хочется отметить таксистов: если надо, всегда помогут сесть в машину или провожают. Есть проблема с бордюрами. Они для нас - главная ориентировка на дорогах. В городе большинство бордюров находятся в плохом состоянии или вообще отсутвуют, а это очень важно, - поделилась Наталья.

Все автомобилисты, которые случайно приобщились к акции «Жить вместе», сказали, что к пешеходам с белой тростью относятся внимательно, и обещали впредь уступать им дорогу.

Источник: proГОРОД


Сыктывкарским водителям напомнили о незрячих пешеходах

Сыктывкарским водителям напомнили о международном Дне белой трости.

Сегодня, 14 октября, юные инспекторы дорожного движения во главе с сотрудниками сыктывкарского отдела ГИБДД вышли на улицы города, чтобы вручить водителям информационные буклеты. Обращаясь к автомобилистам, учащиеся Русской гимназии призывали их быть более внимательными к инвалидам.

В ходе проведения акции "Жить вместе" инспекторы встретились с членами Коми региональной общественной организации всероссийского Общества слепых, которые рассказали правоохранителям о трудностях на дороге.

Председателя городской организации Владимира Лобанова тревожит путь, который незрячему нужно пройти от здания Общества до автобусной остановки около аэропорта.

По его словам, инвалиды сталкиваются с массой трудностей, включая не только ненормативное состояние дорог и тротуаров, но и наличие паркующихся машин, из-за которых незрячему не протолкнуться. Он попросил ГИБДД оказать содействие в плане установки "зебры" по диагонали по правой стороне ул. Советской вплоть до остановки.

"Чтобы беспрепятственно пройти до автобуса, и чтобы машины там не парковались", - высказался В.Лобанов.

Специалист Общества слепых Елена Попова отметила, что этот вопрос не раз обсуждался с администрацией города, но дальше переписок дело не дошло.

Один из членов Общества обратил внимание сотрудников Госавтоинспекции на перекресток Октябрьского проспекта и ул. Оплеснина, где установлены светофоры для пешеходов и автомобилей. Он отметил, что незрячие не успевают перейти дорогу за обозначенное светофорным объектом время. Впрочем, это касается не только инвалидов, но и пожилых людей.

"Отрегулировать время можно", - подчеркнул представитель городской Госавтоиспекции. Также он заметил, что на этих светофорах установлена трехсекундная задержка, когда для всех участников дорожного движения горит красный.

Еще одно прозвучавшее предложение касалось установки парковочных мест для инвалидов около библиотеки им. Л.Брайля.

"Около библиотеки на Ленина, 27 всегда стоят машины. Нам приходится останавливаться за магазином "Мечта". Одно-то место парковочное нам можно выделить".

Следующие вопросы слепых касались дорожных знаков, при которых движение запрещено даже для лиц, перевозящих инвалидов или самих инвалидов, а также дополнительного освещения на ул. Советской и на ул. Колхозной (район Общества слепых).

Далее участники обсуждения вышли на перекресток Советская-Колхозная, чтобы проинформировать автомобилистов о приближающемся Дне белой трости.

"Как средство определения пути трость известна уже давно. Появление слабовидящих и слепых людей на проезжей части порой вызывает неоднозначное отношение водителей", - отметила старший инспектор группы пропаганды Ирина Рубцова.

Впрочем, никто из остановленных госавтоиспектором водителей не сказал, что не пропускает человека с белой тростью, даже если он будет переходить дорогу вне зоны пешеходного перехода.

"Я и бабушек пропускаю. Знаю, что они могут из-под кустов выбежать", - отметил один из водителей.

Источник: Комиинформ


Сыктывкарским автолюбителям показали «белую трость»

В Сыктывкаре ГИБДД совместно с обществом слепых провели акцию в преддверии Дня белой трости. Столичные водители заметно терялись, видя активность правоохранителей и общественников. Между делом, были наказаны недобросовестные водители, припарковавшие свои машины в неположенном месте.

Накануне Международного дня слепых (День Белой трости), сотрудники Госавтоинспекции встретились с членами регионального отделения общества слепых за «круглым столом». Инвалиды рассказали о проблемах, с которыми они сталкиваются на дорогах, так, острой темой стоит площадка перед аэропортом, которая находится возле здания общества слепых. Пешеходного перехода как такового там нет, а после установки шлагбаума поблизости, который перекрыл въезд во двор, машины стали парковать посреди дороги в несколько рядов.

- Приходится пробираться мимо этих машин по лужам и слякоти. И не дай бог задеть тростью какой-нибудь джип, еще и накричат, - рассказали инвалиды сотрудникам Госавтоинспекции.

Как пояснил один из инспекторов корреспонденту БНК, парковка в этом месте действительно слабое место в аэропорту. Регулярно здесь стоит экипаж ДПС, а водителей, оставивших машину посреди дороги, штрафуют. Но в связи с нехваткой парковочных мест в городе штрафные санкции не приносят действенных результатов — автолюбители продолжают ставить машины на несанкционированной стоянке.

Практически все замечания, высказанные участниками «круглого стола», уже знакомы и разбираются много лет. Так, у общества слепых уже существует длинная переписка с городской мэрией по выделению парковочного места возле библиотеки имени Брайля. Однако, как говорится, «воз и ныне там», сопровождающим приходится парковать машину почти в квартале от библиотеки, а слепым добираться пешком через улицу с интенсивным движением.

Немаловажным для ГИБДД оказалось замечание одного из активистов общества слепых, который обратил внимание на звуковые сигналы для слепых на светофорах, которые имеют короткий период действия.

- Перекресток Октябрьского проспекта и улицы Оплеснина проблематичный. Например, звуковой сигнал светофора не соответствует его световому. Было так, что сигнал уже прошел, я начинаю идти, а машины продолжают ездить. Спрашиваю у прохожих, какой сигнал горит, а они отвечают, что светофор еще не зажегся. То есть существует задержка на несколько секунд. К тому же там короткий период действия пешеходного светофора. Обычный взрослый человек, наверное, успевает спокойно пройти, а бабушка или инвалид на кресле, или такие, как мы — не успевают, - указал на новые проблемы общественник.

В конце «круглого стола» всем участникам раздали светоотражающие элементы, чтобы они стали заметнее на дорогах в темное время суток, а сотрудники ГИБДД с юными инспекторами движения из Русской гимназии вышли на улицу, чтобы раздать памятки автолюбителям, а также посмотреть, как они пропускают людей с белой тростью на дороге. Присутствие автоинспекторов и общественников на дороге крайне смущало водителей. Некоторые автолюбители от растерянности при виде ГИБДД останавливались перед пешеходным переходом, хотя по нему никто не шел, и смотрели на инспекторов, будто спрашивая, что же им дальше делать.

- Мы хотели поснимать, как водители пропускают наших подопечных, но, наверное, ничего не получится. Автолюбители при виде сотрудников ГИБДД кардинально меняют свое поведение, - расстроилась одна из общественниц, а в это время мимо на скорости проезжал автомобиль, но резко затормозил перед инспектором и медленно продолжил путь.

Гимназисты, юные инспекторы движения подходили к автолюбителям с брошюрами и задавали наводящие вопросы, знают ли водители, что такое «белая трость». Не все вспомнили, что трость - символ слепых людей, но неизменно отвечали — при виде таких людей немедленно остановятся и пропустят, даже если человек будет переходить вне пешеходного перехода. Пока молодая смена инспекторов просвещала автолюбителей, настоящие сотрудники ДПС успели наказать некоторых водителей, которые припарковали свои автомобили в неположенном месте, как раз на той злополучной несанкционированной стоянке на площадке перед аэропортом.

Источник: БНК